Сексуальные отношения между руководителями и подчиненными настолько же распространены, насколько табуированы, про них не принято говорить, но влияние на отношения в организациях они оказывают весьма ощутимое,
Сексуальная энергия на самом деле одухотворяет все темы, которые принято обсуждать на крупных бизнес-площадках – темы лидерства, клиентоориентированности, командной работы, инноваций и прочего, и прочего.
Сексуальность корпоративной жизни является объективной реальностью. Более того, у нее есть свои закономерности и специфика. А значит, следует понимать причины и особенности сексуального подтекста корпоративных отношений, т.е. управлять источником движения вашей фирмы вперед.
Соблазн власти
Сексуальные отношения между руководителями и подчиненными явление весьма распространенное. И чем выше статус руководителя, тем больший у него соблазн вступать в неуставные отношения с подчиненными. С чем он связан?
Во-первых, с тем, что руководители – это чаще всего люди амбициозные, активные, сильные и харизматичные. Эти качества сами по себе достаточно привлекательны для окружающих. Более того, способность воздействовать на подчиненных помимо инструментов формальной власти считается ключевой характеристикой лидера. А согласитесь, вести за собой влюбленных в вас людей, гораздо проще, чем тех, кому до лампочки как вы сами, так и ваши цели.
Во-вторых, руководители обладают властью, а подчиненные должны им подчиняться. Активность подчиненных ограничена функциональными обязанностями, разного рода правилами, целями и спускаемыми «сверху» KPI. Все это вызывает поляризацию: подчиненные оказываются в детской позиции, когда они должны подчиняться взрослым – руководителям. А руководители могут отныне вершить судьбы, они, благодаря статусу, становятся гораздо более значительными, чем раньше. Чтобы справиться с зависимым положением многие подчиненные сексуализируют отношения с руководителем. Они пытаются добиться особого расположения начальника в частности через особые отношения с ним.
В-третьи, руководители большую часть времени проводят на работе. Плечом к плечу со своими коллегами. В радости и в горе. Это сближает. А еще у вас есть право выбирать себе подчиненных, и вы выбираете не только профессионалов, но и приятных себе людей. Эта приятность может выражаться и в сексуальной привлекательности.
В-четвертых, любой руководитель сталкивался с таким явлением как «одиночество лидера». Как только вы становитесь руководителем, а ваши бывшие коллеги подчиненными, вы испытываете проблемы с удовлетворением одной из своих базовых потребностей – потребностей в близости. Раньше вы могли поговорить о своих проблемах с коллегой, поделиться переживаниями или заботами. Сегодня это будет признаком вашей слабости, неравного отношения к подчиненным, вы вынуждены выстраивать дистанцию с подчиненными. Но потребность-то осталась, и чем выше степень неопределенности начальника, тем большую потребность в близости он испытывает. Часто это выливается в неуставные отношения с подчиненными. В сумме это все может сильно «сексуализировать» позицию лидера.
Стресс и секс
Если границы обязанностей подчиненных определены вами четко, задания посильны, сотрудники знают, что и как делать, вы вполне допускаете рабочий флирт и прямые отношения с подчиненными, но умеете держать дистанцию, то у вас устанавливаются зрелые рабочие отношения.
Но вся эта зрелость может благополучно закончится, когда в какой-нибудь кризисной ситуации все это оказывается недейственным. Когда стрессовая ситуация делает неактуальными все установившиеся ранее правила и нормы. Вы погружаетесь в ситуацию неопределенности. Решения должны принимать вы и от них зависит будущее подчиненных. Подчиненные вновь оказываются в детской зависимой позиции и начинают смотреть на вас со священным ужасом и надеждой. В этой ситуации проявляются известные законы групповой динамики, описанные У.Бионом: Сотрудники воспринимают руководителя как всемогущего и всезнающего отца, от которого хотят получить власть, знание и совершенство;
Сотрудники объединяются вокруг руководителя, чтобы противостоять внешнему врагу (например, «кризису»);
Сотрудники сосредотачивают свое внимание и надежду на какой-нибудь, как правило гетеросексуальной паре в коллективе, которая как бы символизирует для них позитивный исход проблемной ситуации (рождение ребенка в паре, например).
И какое поведение в таком случае больше всего ожидает коллектив от своего руководителя? Правильно – романа с кем-то из этого самого коллектива. Как видите, в кризис прежде всего сам коллектив подталкивает руководителя к неуставным отношениям. И, если вы этого не осознаете, то, не смотря на все последствия лично для себя, идете на поводу у подчиненных.
Что же со всем этим делать? Как подчинить себе сексуализацию вашего руководящего положения? И вообще, кто сказал, что это всегда приводит к каким-то негативным последствиям?
Сделайте простейшее упражнение: напишите 2 списка. В одном укажите, почему стоит устанавливать сексуальные отношения с подчиненными, а во втором, почему не стоит. А затем сравните выгоды и ущерб. А там уже принимайте решение о коррекции вашего управленческого стиля.
Мы же скажем, что сексуальность является важнейшим двигателем лидерства. Поэтому надо уметь ею управлять: смотреть, какое влияние вы оказываете на людей, и какое они на вас. И в чем ваша сила. Что вызывает у вас интерес и что вас возбуждает. Нормальна определенная доля флирта с окружающими на фирме. Нормально иметь в своем окружении симпатичных и привлекательных людей. Нормально понимать, кто «ваш» клиент и на чем строится ваше доверие с партнерами. Нормально бороться за внимание руководителя или клиента.
Как же подчинить себе вашу сексуальную энергию на работе?
Вот несколько рекомендаций:
1. Хочется страстей, эмоциональных взрывов, интриг, фейерверка чувств, сердечных трагедий и любви? Выделите на это время вне работы. Не хватает времени на личную жизнь? А на интриги на работе времени хватает? Займитесь совершенствованием системы управления с конкретной целью – высвобождением времени на личную жизнь. Помните, как говорит великий Павел Фадеев, единственной стоящей валютой в бизнесе является время вашей жизни! Живите насыщенной, удовлетворяющей вас личной жизнью вне работы.
2. Правильно расставляйте людей. Пусть человек, который способен затуманивать взор другого и вас в том числе, работает там, где ему это будет необходимо делать по должности (например, в продажах ;)). А рядом с собой держите того, кто будет держать ваш разум в тонусе – зануду, критика, нестандартно мыслящего человека и т.п.
3. Сделайте для себя выбор, ради чего вообще вы работаете: чтобы получать сопутствующие пряники (в виде любви сотрудников) или чтобы получать конечный результат, который сформулирован в миссии вашей фирмы.
4. Ориентируйтесь на создание в компании зрелых отношений, когда сотрудники не становятся в позицию зависимого ребенка. Не компенсируйте ваши психологические дефициты результативностью вашей фирмы и тупиковыми стратегиями, основная цель которых косвенные эффекты. Разберитесь в себе.
И помните, что индикатором качества бизнеса является его сексуальность. Бизнес-модель вашего бизнеса сексуальна? А ваш продукт или услуга? А ваш бренд?
АНДРЕЙ МИРОШНИЧЕНКО (www.know-man.com)