Блаженный Августин много веков назад провозгласил тезис: «Кто не ревнует, тот не любит»…
Часто ревность рассматривают как меру любви одного человека к другому. Отсутствие ревности, наоборот, часто трактуется как признак безразличия, так что в случае сомнений один человек даже может испытывать силу любви другого, пытаясь вызвать в нем ревность.
В основе ревности лежит страх, неуверенность в себе, недостаточное доверие к партнеру, сомнение в его верности надежности. При этом особенно если отсутствует реальный повода к ревности — нередко происходит перекладывание ответственности за ситуацию на партнера, при котором человек проецирует на него собственные страхи и комплексы. Некоторые психологи считают, что чувства, испытываемые при этом, — отражение внутренней дисгармонии, комплексов, а образ соперника (или соперницы) – наше собственное недосягаемое «Я».
На почве ревности человек проявляет подозрительность, недоверчивость, стремление контролировать поступки и действия партнера, нередко раздражительность и склонность к бессмысленным спорам. Такое поведение не имеет ничего общего с любовью – высоким чувством – а проистекает из заниженной самооценки страха утраты объекта.
В отличие от любви – позитивного чувства, ревность – опасное явление, которое может оказать деструктивное действие на отношения между мужчиной и женщиной, парнем и девушкой, и на сам источник ревности (ревнивца). Популярная в народе фраза «ревнует, значит, любит» далеко не всегда справедлива: такое поведение нередко унизительно по отношению к партнеру и служит свидетельством недостаточной уверенности в себе, психологической зависимости от партнера. Настоящую любовь отличает жертвенность, стремление дарить себя, счастье и внимание любимому человеку, ревность же эгоистичное чувство.
В любом случае, это проявление дисгармонии отношений нуждается в соответствующей психологической проработке: закрывать глаза на ситуацию, притворяться, что ничего не происходит — далеко не лучший рецепт как бороться с ревностью. В то же время, ситуация далеко не всегда поддается однозначной интерпретации: любовные треугольники и многоугольники отражены в многовековой культуре человечества, кроме того, общество испытывает влияние современной масс-культуры, нередко поощряющей фривольные приключения, подчеркивая ценность самоопределения границ в отношениях и свободы личности.
Автор статьи ниже — Иокл, Иерусалим
Причиной ревности психологи называют комплекс неполноценности и как его следствие – зависть, возникающая от мысли, что кто-то – лучше вас для вашего партнера.
Существует мнение, что мужчины – это патологические ревнивцы, гораздо более ревнивые, чем женщины. Верно ли это мнение? Или же это очередной миф?
Конечно, наследие патриархата – мужской роли добытчика, защитника и владельца до сих пор прочно сидит в сознании мужчин. Но кто из нас, мужчин, не захочет почувствовать себя «надеждой и опорой», патриархом и защитником? А женщина – разве не захочет чувствовать заботу и защиту? Это ведь так приятно – опереться на сильное плечо мужчины. Так в чём же проблема?
Давайте представим себе страну амазонок, где царит матриархат. Кто будет там главой семьи и собственником? Женщины. И отношение к мужчинам у амазонок будет такое же,как сейчас к женщинам в нашем обществе: мужчина будет существом, которое должно обслуживать женщину и удовлетворять все ее прихоти. Мужчины в стране амазонок будут робкими, покорными и полностью подчинены женщинам. Может быть, кому-то из женщин такая роль мужчины очень понравилась бы. Но, добиваясь от мужчины именно такой роли в современной семье, женщина «гасит» в мужчине те его черты, которые делают его главой семьи ( идеологическим лидером ) и собственником-защитником. Той женщине, которая этого всё-таки добьётся, придётся брать эти функции на себя. И тянуть на себе решение всех проблем семьи.
Но вы, наверное, обратили внимание на то, что мы говорили о таких ролях в семье, как глава семьи и собственник-защитник. Для начала давайте выделим такое понятие как «собственник-защитник», охраняющий все виды собственности семьи от чужих посягательств. Причем в «чистом» виде – без душевной близости и секса. В эту «собственность» входят жена ( муж ), дети, квартира, машина, счёт в банке и т.д. Защитник-собственник – как собака, охраняющая стадо. Он выполняет функцию охраны и защиты от нанесения любого ущерба этой «собственности». Поэтому защита «собственности» никакого отношения к ревности не имеет. Такие семьи существуют. Любви и душевного тепла нет, а общая собственность и дети есть. Каждый живёт своей жизнью, и духовной, и сексуальной. Итак, защита «собственности» – это не ревность, а желание сохранить статус-кво организационно-юридических отношений. Кто в семье берет на себя функцию «собственника-защитника», мужчина или «амазонка» – зависит от их характеров и от цели, с которой они находятся в семье. Если мужчина создал семью только чтобы иметь сына-наследника и жену уборщицу-кухарку, то он, конечно, будет их охранять от посторонних. И даже иногда использовать женщину «по назначению». Но такая защита не будет ревностью, а такие отношения не будут любовью. То же можно сказать и о женщине, цель которой иметь обеспеченную и «красивую» жизнь за счет мужа. Свои душевные и сексуальные потребности она реализует «на стороне», но при этом будет с яростью защищать своё благополучие от любых посягательств. Примером таких отношений были великосветские семьи Европы прошлых веков. Формально семья существовала. Но душевно-сексуальные потребности каждый из супругов удовлетворял на стороне. Главным было не доводить до разрушения брака, до разрушения семьи.Но если семья создана не с такими «материальными» целями, а на основе взаимного притяжения и любви, в такой семье может существовать ревность. «Первое лицо» в семье – её глава. Это лидер, идеолог. Он указывает цели, к которым нужно стремиться, как жить и каким путем идти. В своём «чистом виде» идейный лидер не защищает «собственность» семьи. Его сфера – идейное руководство. Глава семьи также может брать на себя и функцию «собственника-защитника». А иногда идеолог и защитник – это разные члены семьи. Соответственно, по-разному строятся и отношения в семье.У главы семьи – идеолога ревность лидера проявляется из-за любого намёка на то, что цели семьи и пути их достижения, выбранные им, неверны или сомнительны. Что у кого-то другого они лучше. Этот вид ревности можно назвать «лидер-ревностью». Примером этого вида ревности является ревность зятя к тёще в случае, если его жена больше прислушивается не к его мнению, а к мнению своей матери.
А какой же вид ревности у того, кто находится под защитой — у зависимого члена семьи?
Любое чужое посягательство на уменьшение опеки со стороны защитника будет вызывать ревность у зависимого члена семьи. Особенно сильно будет восприниматься посягательство ( даже теоретическое ) на право быть ближе всего к защитнику, в том числе телесно. И оно может исходить от потенциальных конкурентов/конкуренток,которые могут отобрать лидера-защитника у зависимого члена семьи. Ревность, возникающую при этом, можно назвать ревностью конкуренции. К ревности конкуренции, кстати,относится и «лидер-ревность».В семье, в которой лидер-защитник – это мужчина, ревность его жены направлена в большей мере на других женщин – потенциальных конкуренток. Особенно явно это видно на примере ревности между женами в гаремах. Чем больше муж уделяет внимания одной из жен, тем меньше его достаётся другим и тем больше их ревность. Если бы в обществе амазонок были мужские «гаремы», то внутри этих гаремов мужчины мучились бы таким же самым видом ревности друг к другу, что и женщины гаремов.
Ревность конкуренции на первый взгляд похожа на «охрану стада» собственником-защитником. И ревность конкуренции, и охрана направлены на защиту от «увода» партнера. Но объем защищаемой «территории» у них разный. Женщина-собственник, нацеленная только на увеличение объема своей «собственности», может даже бросить своего мужа и выйти замуж за другого, которые даст ей еще больший объем собственности.
А у женщины с зависимой ролью в семье нет цели переметнуться к более богатому. Она стремится лишь остаться со своим мужчиной-лидером и в радости, и в горе, и в нищете. В этом и разница: у собственника / собственницы цель – защита всей своей собственности ( мужа / жены, детей, квартиры ) от любых посягательств, а у зависимого члена семьи – защита преимущественно самого себя, своего места «под солнцем» лидера-защитника. Конечно, дети – это сложный вопрос. Женщина всегда защищает и себя, и их. Поэтому ревность конкуренции может также распространяться и на защиту места детей под крылом лидера-защитника.
Но это лишь теоретически мы можем так четко разделять: это охранная функция собственника-защитника, а это – ревность конкуренции. В жизни всё намного сложнее. Но всё-таки можно говорить, что преобладает или тот, или этот вид. Так что мы здесь говорим о ПРЕОБЛАДАЮЩЕМ виде защиты, а не об абсолютно «чистом» ее виде.
Ревность конкуренции делится на два подвида.
Первый подвид ревности конкуренции – это ревность сексуальной конкуренции. Она выражается в борьбе за место рядом с самцом-самкой. У женщин – это желание быть наиболее сексуально привлекательной для своего мужчины. И если его глаза вдруг останавливаются на чьих-то чужих «прелестях», то ревность сексуальной конкуренции тут же поднимает голову. А у мужчин эта ревность возникает при мысли о том, что его жена может иметь эротические или сексуальные контакты с другим мужчиной.Ревность сексуальной конкуренции в свинге в основном «погашена». На встречах свингеров и мужчины, и женщины в большинстве своём не ревнуют свои «половинки» к тому, что те занимаются сексом с кем-то еще. Потому что они сами тут же рядом занимаются тем же самым. Второй, еще более важный подвид ревности конкуренции – это ревность одного партнера к проявлению вторым партнером душевного тепла и любви к кому-либо третьему. В своём «чистом» виде – без секса и материальной заинтересованности. Его можно назвать ревностью душевного тепла.
Этот вид ревности может проявляться, например, у свингеров: «Да, ты занимаешься сексом с другими женщинами, но упаси тебя Бог при этом относиться к ним с такой же любовью, нежностью и заботой, как и ко мне!»
Этот вид ревности может появляться и у женщин, и у мужчин. Но женщины чувствительнее мужчин и чаще имеют зависимую роль в семье. А, значит, им требуется больше душевного тепла от партнера. Поэтому у женщин этот вид ревности может быть намного сильнее, чем у мужчин.Этим кем-то, кто «отбирает» душевное тепло, может быть и
ребенок. Например, муж может чувствовать себя обделённым этим теплом и любовью, если жена всё своё внимание отдаёт ребенку.Уменьшение времени, посвящаемого своей половинке, тоже будет посягательством на объем душевного тепла и внимания. Ревность может возникать также к работе мужа ( жены ), к его ( её ) общению с друзьями и т.д.
Нельзя сказать, что душевное тепло должно разделяться поровну между мужем и детьми. У каждого человека – своя граница этого разделения. Кому-то хватает и половины, а кому-то нужно «сто процентов любви и немного ещё».
Требующееся партнеру количество душевного тепла определяется силой его характера. Независимый человек с сильным характером может чувствовать себя достаточно комфортно, если партнер уделяет ему и меньше половины своего внимания и тепла. А человеку мягкому и зависимому будет требоваться намного больше любви, внимания и тепла от своего партнера.
Вообще-то ни один человек не может по своему желанию «завладеть» всем вниманием своего партнера. Партнер сам решает, сколько душевного тепла он согласен отдавать и на кого его направлять. Ласковое поглаживание по руке, улыбка, нежность во взгляде – это всё проявления этого душевного тепла. С другой стороны, второй партнер, так сказать реципиент этого душевного тепла, тоже имеет свою, индивидуальную потребность в его количестве. Одному реципиенту хватает одного доброго слова в неделю, а другой жить не может без постоянного и ежеминутного внимания к нему со стороны партнера.На почве этого несоответствия потребностей во внимании и душевном тепле могут возникать семейные ссоры. И они вызваны именно ревностью душевного тепла. Итак, мы видим, что из желания безопасности и уверенности в будущем, как в своей личной, так и своей семьи, могут существовать один вид защиты собственности и три подвида ревности: лидер-ревность, секс-ревность и ревность душевного тепла. Конечно, могут существовать и другие виды и подвиды ревности, но сейчас мы будем рассматривать только эти три главных подвида. И пути «гашения» ревности для каждого из них – различны.
Бытует мнение, что у мужчин ревность конкуренции сильнее, чем у женщин. Так ли это?
В современном обществе, к сожалению, пока еще преобладает подчиненная роль женщины в семье. Мужчина же чаще является главой семьи и реже выполняет подчиненную роль.
Он более уверен в себе. Подчиненная роль и ревность конкуренции в большинстве случаев могут быть у мужчин, страдающих от неуверенности в себе. У мужчин, уверенных в себе, ревность проснется тогда лишь, когда его женщина начнет откровенно флиртовать с другим мужчиной. У таких мужчин в первую очередь «играет» функция собственника-защитника, а ревность конкуренции cтоит на втором месте из-за их большой уверенности в себе, в своей неотразимости и в своём доминировании.У женщины, если она – зависимый член семьи, наоборот, будет значительно усилена ревность конкуренции. Любые проявления внимания к другим женщинам со стороны ее мужчины будут вызывать в ней бурю эмоций. И, поскольку женщины значительно чувствительнее мужчин, то и ревность конкуренции у них «выплёскивается» эмоционально намного сильнее, чем у неуверенных в себе мужчин.
Поэтому зависимая женщина может больше проявлять свою ревность в бурных скандалах, а зависимый мужчина – в подозрительности, слежке, подавленном настроении и проявлениях недовольства женой. В принципе, у женщины сильнее развито чувство собственности – дети-то свои, и муж в комплекте с ними. Сильнее и «осёдлость», чем у мужчин, которых вечно куда-то тянет в неизведанные края ( «Ты куда, Одиссей? От жены, от детей…?» ). Это муж продолжает бегать по женщинам даже при наличии жены и семьи. А женщины, заполучив «своего» мужчину, чаще всего успокаиваются и строят стабильное семейное гнездышко. Поэтому у женщин может больше проявляться функция «собственника-защитника». Недаром женщина в семье в отношении своего мужа нередко выполняет роль «мамы».
Повышенная душевная чувствительность усугубляет муки ревности. Но человек тактичный будет больше держать их в себе. А человек импульсивный, несдержанный – будет выплёскивать всё это на своего партнёра. Сочетание этих черт ( чувствительности, неуверенности в себе и импульсивности ) будет «адской смесью». И по своей природе женщины более чувствительны, неуверенны и импульсивны, чем мужчины. Поэтому в преисподней, скорее всего, именно женщины-черти работают консультантами в отделе «Адских мук ревности». Ведь они по части ревности – профи.Какой будет роль у мужчины и женщины в семье – зависит от черт его и ее характера и формы брака ( моногамного или иного ), как установленной законом формы «собственности». И от этого же зависит и то, какая форма ревности будет проявляться у каждого из них, с какой силой и в какой форме.
Какие же есть пути, чтобы одолеть ревность, разрушающую брак?
О выборе пути хорошо сказал Р. Хайнлайн в романе «Время для звёзд»:
«У тебя есть три возможности… Ты можешь продолжать входить в штопор, пока мозг твой не состряпает какую-нибудь фантазию, приемлемую для подсознания; это будет психотическая адаптация или, говоря обыденным языком, сумасшествие.
Или же ты можешь жить себе потихоньку в таком примерно состоянии, как сейчас, несчастный и довольно бесполезный для остальной команды; при этом всегда будет опасность, что ты сорвешься.Третий вариант — ты можешь покопаться в своем мозгу, познакомиться с ним получше, узнать, чего же он в действительности хочет, объяснить ему, что это невозможно и почему это невозможно, а затем найти с ним какой-то компромисс на основе того, что возможно. Если у тебя достаточно духа и здравого смысла, именно так ты и попробуешь сделать. Конечно, это нелегко».
В случае ревности, эти варианты выглядят так:
1. Неврозы-психозы и потерянное из-за них здоровье;
2. Смирение, несчастная жизнь и периодические скандалы;
3. Осознание своих желаний и, если это необходимо, принятие иных принципов и норм взаимоотношений в семье, и более счастливая жизнь по этому новому «уставу».
Что вы предпочтёте, что выберете для себя – решать только вам самим. Но если вы выберете третий путь, то помните, что это не легко, как сказал Хайнлайн. Этому нужно учиться.
Живописной, глубокой и искренней иллюстрацией, как возникает, развивается женская ревность является (автобиографический ?) роман «Привязанность» Изабель Фонсеки: http://www.yudik.org/archives/1587