Психологические гендерные различия

Согласно результатам большинства психологических исследований, мужчины действительно отличаются от женщин в том, что касается некоторых важных черт характера. Чем объясняется эта разница — биологией или влиянием социума? И насколько важную роль она играет в нашей жизни?
Хотя физическая разница между полами — в размерах и анатомическом строении — очевидна, вопрос о различиях в психологии мужчин и женщин гораздо более сложен и неоднозначен, и достоверно измерить эти различия не так-то просто. Если психологам удается обнаружить такие различия, то, как правило, разгораются споры относительно того, являются ли они врожденными, то есть биологическими, или же приобретенными — социокультурными.adulter.byМужчины и женщины рождаются разными, или же их таковыми делает общество ?
По мнению некоторых ученых, различия по большей части незначительны, но их совокупный эффект может быть довольно весомым.
Результаты одного из наиболее авторитетных исследований в этой области были опубликованы в 2001 году. Ученые Пол Коста, Роберт Маккрэ и Антонио Террачано предложили 23 с лишним тысячам мужчин и женщин, представлявшим 26 различных культур, заполнить личностные анкеты.
Вне зависимости от культурной принадлежности (в исследовании принимали участие в том числе представители Гонконга, США, Индии и России), женщины в целом приписывали себе такие качества, как душевность, дружелюбие, тревожность и застенчивость. Мужчины же были склонны характеризовать себя как настойчивых и открытых новым идеям.
Выражаясь языком психологии личности, у женщин в среднем доминировали два качества из так называемой Большой пятерки черт личности, а именно готовность договариваться (связанная с уживчивостью) и невротизм (характеризующийся высоким интеллектом), а также один из аспектов открытости опыту.
У мужчин же были более выражены один из аспектов экстраверсии, а также аспект открытости опыту, не свойственный женщинам.
Сходные результаты были получены в исследовании 2008 года, в ходе которого анкеты заполнили свыше 17 тысяч представителей 55 разных культур. И в этом случае женщины приписывали себе склонность к невротизму и готовность договариваться, а кроме того, к добросовестности (сознательности) и к двум аспектам экстраверсии — душевности и общительности.
Критики этой методики указывают на то, что участникам экспериментов предлагалось оценивать самих себя.
Таким образом, говорят они, различия между женщинами и мужчинами, возможно, объяснялись тем, что они описывали себя в соответствии с ожиданиями общества от их гендерных ролей. Однако похожие результаты были получены и в ходе другого исследования, проведенного Маккрэ с коллегами: в нем принимали участие 12 тысяч человек, представлявших 55 различных культур, и их просили оценить не только себя, но и личностные качества близко знакомых им мужчин и женщин.Кроме того, ряд исследований показал, что личностные различия между полами начинают проявляться в очень раннем возрасте.


реклама от администратора сайта

Консультации психотерапевта, психиатра клин. психолога в Минске.  Групповая, когнитивно-бихевиоральная, семейная и логотерапия. ГИПНОЗ.

Сеансы для кризисных пар. Приём в центре Минска (метро Фрунзенская). Выезд на дом. Юдицкий И.В.  мтс +375296277772   Психосайт:  PSYCHO.by

Расписание (свободное время для записи на консультации и сеансы)


#доктор_Юдицкий

Например, в одном эксперименте, результаты которого были опубликованы в 2013 году, изучался темперамент 357 пар близнецов в возрасте трех лет.Выяснилось, что мальчики в парах в целом более активны, а девочки более застенчивы, внимательны и лучше контролируют свое поведение.
По всей видимости, различия в личностных характеристиках между мальчиками и девочками начинают проявляться в очень раннем возрасте. И, судя по всему, различия между полами сохраняются до глубокой старости. Еще в одном эксперименте ученые изучали личностные черты женщин и мужчин в возрасте от 65 до 98 лет.Как и в случае с более молодыми людьми, у пожилых женщин более явно проявлялись такие черты, как невротизм и готовность договариваться, чем у пожилых мужчин.
Специалисты в области эволюционной психологии интерпретируют эти результаты следующим образом: психологические черты современных людей — отголоски механизмов выживания, которые были вынуждены выработать наши далекие предки. И механизмы эти были разными для мужчин и женщин. Так, более заботливая женщина с большей долей вероятности защитила бы свое потомство от возможных невзгод, в то время как более смелому мужчине был бы обеспечен успех в размножении. И эти черты характера передавались по наследству последующим поколениям, утверждают эволюционисты. Некоторые ученые не согласны с таким сугубо биологическим объяснением человеческого поведения — по их мнению, при таком подходе не учитываются социокультурные факторы, которые определяют нашу личность и модель поведения. Несомненно, эти социальные факторы играют свою роль. Однако результаты вышеупомянутых кросс-культурных исследований Косты, Маккрэ и других ученых указывают на то, что среднестатистические личностные различия между мужчинами и женщинами наиболее четко проявляются как раз в более развитых и гендерно равноправных обществах, таких как Западная Европа и США, а не в Азии и Африки, где уровень гендерного равенства ниже (этот уровень замерялся по таким параметрам, как доступность образования для женщин и продолжительность их жизни). Эти выводы противоречат утверждению о том, что человеческая личность развивается в соответствии с ожиданиями общества, основанными на традиционных гендерных ролях. Одно из объяснений этого противоречия гласит, что врожденные, биологические факторы, влияющие на личностные различия мужчин и женщин, более ярко выражены в культурах, достигших более высокого уровня равноправия полов. Это объяснение подтверждается нашим знанием о роли генов и окружения в формировании психологических черт личности — например, широкий всеобщий доступ к образованию в стране способствует росту учебных показателей в целом.
Различия между полами выявляются даже при помощи имплицитных тестов, что указывает на отсутствие у испытуемого осознанного решения подчиняться стереотипам, навязываемым обществом. Еще один метод исследования этого феномена заключается в использовании имплицитных тестов личности. Например, ученые измеряют скорость реакции испытуемого, который должен нажимать на клавиши клавиатуры, когда слышит различные слова. Таким образом исследователи выясняют, насколько человек ассоциирует себя с терминами, описывающими различные черты личности. Поскольку участники не осознают, что целью эксперимента является именно скорость реакции, результаты подобных исследований могут считаться чистыми — испытуемые не могут предпринять попытки подстроиться под ожидания общества в отношении гендерных ролей.
Группа ученых под руководством Микеланджело Вианелло из Падуанского университета Италии применила этот подход в 2013 году: в исследовании участвовало свыше 14 тысяч человек, опрошенных через вебсайт.
Уровень личностных гендерных различий испытуемых, обнаруженных исследователями, оказался в три раза ниже, чем в исследованиях, использующих стандартные личностные опросники. Тем не менее имплицитные тесты все же позволили выявить статистически важные различия в чертах личности между мужчинами и женщинами, особенно ярко проявившиеся у женщин, в личности которых доминировали критерии невротизма и готовности договариваться.
Иными словами, гендерные различия в особенностях личности присутствуют и на подсознательном уровне, но исследования, полагающиеся исключительно на самоописание участников, по-видимому, искажают разницу в сторону ее увеличения — возможно, отчасти из-за стремления испытуемых соответствовать культурным ожиданиям.

Спор о величине разницы в психологии полов этим не ограничивается. Ряд ученых полагает, что детальный анализ может выявить различия между мужчинами и женщинами в более широком спектре личностных черт.
Янна Вайсберг из американского колледжа Линфилд с группой коллег в 2011 году исследовали по два аспекта для каждой из пяти основных черт личности. В исследовании приняло участие более 2500 человек.
Так, среди аспектов экстраверсии можно выделить энтузиазм и настойчивость, в то время как невротизм характеризуется эмоциональной неустойчивостью и замкнутостью.

Считается, что женщины более склонны к проявлению вежливости и доброжелательности
Исследователи выявили гендерные различия для каждого из 10 рассматриваемых аспектов личности: женщинам в целом были присущи такие аспекты, как энтузиазм, сострадание, вежливость, дисциплина, эмоциональная неустойчивость, замкнутость и открытость, а мужчинам — настойчивость, трудолюбие и интеллект. По словам ученых, эти результаты невозможно было бы получить в рамках большинства более ранних исследований, которые рассматривали различия между мужчинами и женщинами только на уровне большой пятерки черт личности. Впрочем, Вайсберг с коллегами отмечают, что обнаруженные ими гендерные различия весьма незначительны. Их значения в целом соответствуют значениям, зафиксированным Маккрэ и другими учеными в рамках крупных кросс-культурных исследований.

Согласно распространенному в популярной психологии и культурологии утверждению, личностные различия настолько велики, что мужчин и женщин можно счесть двумя разными биологическими видами.
Однако, по заключению Вайсберг и ее коллег, хотя гендерные различия «могут играть важную роль в формировании человеческого опыта и культуры, они, вероятно, не настолько велики, чтобы сделать невозможной эффективную коммуникацию между мужчинами и женщинами».

Эту мысль оспаривает исследовательская группа Марко дель Джудиче из Туринского университета. В 2012 году они опубликовали научную работу, согласно которой авторы предыдущих исследований неверно оценивали роль гендерных различий в формировании личности, поскольку брали лишь средние величины различий в чертах характера, вместо того чтобы рассматривать их в совокупности. В электронном письме автору статьи Дель Джудиче проводит такую аналогию: «Гендерные различия в личности очень похожи на гендерные различия во внешности. Каждая индивидуальная черта — длина носа, размер глаз и т.д. — обнаруживает незначительные различия между мужским и женским лицами, но если сложить все эти различия вместе, разница становится очевидной, что позволяет нам отличать мужские лица от женских с точностью свыше 95%». Используя этот подход для анализа анкет, заполненных более чем 10 тысячами мужчин и женщин, Дель Джудиче и его коллеги обнаружили, что разброс гендерных личностных различий по психологическим меркам чрезвычайно велик. По мнению ученых, их метод «четко демонстрирует, что истинный масштаб гендерных различий в чертах личности традиционно недооценивается».

И все-таки многие психологи полагают, что между мужчинами и женщинами больше сходства, чем различий
Как интерпретировать это смелое заявление? Специалист по статистике Эндрю Гелман пишет в своем блоге, что если отставить в сторону проблемы, возникающие при попытках толкования любых гендерных различий, то «анализ [Дель Джудиче и его коллег] представляется разумным». Он добавляет: «Если посмотреть на результаты исследований, выявивших наибольшие различия между мужчинами и женщинами, разница между полами становится очевидной». Некоторые эксперты придерживаются другого мнения. Дженет Хайд, получившая известность благодаря научной работе, посвященной вопросам сходства между мужчинами и женщинами, говорит, что Дель Джудиче и его коллеги использовали методологию, призванную максимально подчеркнуть различия между полами, так что результаты их исследования «не поддаются интерпретации».

Хотя споры о масштабе и причинах гендерных различий в личности среднестатистических мужчины и женщины, скорее всего, будут бушевать еще многие годы, представляется разумным предположить, что — по крайней мере — некоторые различия все же имеются. Депрессия чаще встречается у женщин, что соответствует преобладанию у них черт невротизма
Но ключевое слово здесь — «среднестатистические». Какому бы из исследований мы ни отдали предпочтение, между двумя полами все равно гораздо больше общего.

Кроме того, не стоит забывать, что мы говорим именно о характеристиках личности, а не обо всех аспектах мыслительного процесса и поведения в целом. Хайд, изучавшая гендерные различия во многих областях психологии, утверждает, что «у мужчин и женщин больше общего, чем различий; разница между ними, скорее, не больше, чем между жителями Северной и Южной Дакоты [не такая разительная, как между пришельцами с разных планет]».

В то же время стоит отметить, что речь идет вовсе не о праздном вопросе. Среди ученых растет понимание той роли, которую черты личности играют в нашем жизненном выборе, а также в состоянии нашего душевного здоровья.
Более глубокое понимание личностных различий между мужчинами и женщинами и их причин поможет нам обеспечить равные возможности для всех членов общества, а также оказывать более эффективную психологическую помощь.
«Исследователи часто подчеркивают риск переоценки гендерных различий, но обратное тоже верно, — отмечает Дель Джудиче. — Преуменьшая значение этих различий, мы лишаем себя очень важного знания о самих себе и об окружающих».
Он продолжает: «На протяжении множества поколений мужчины оказывали влияние на формирование личностных качеств женщин, и наоборот. Понимание того, что мы — продукт этого удивительного и сложного процесса, расширит наш взгляд на мир и сделает его менее поверхностным — вне зависимости от того, довольны ли мы нашими личностными качествами или хотим их изменить».

Пишет (ФБ) Ольга Дюпина, психолог:

Я сегодня звонила участковому (надо было оформить кое-какие документы, машину стукнули на парковке), и во время разговора ему позвонил сын. Я стала невольной свидетельницей их диалога по другому телефону: «Ну что я теперь должен, приехать что ли? Вот только не ной, ладно? Я на работе, лежи дома. Не ходи в школу. В компьютер только не играй. Ну чего ты ноешь?! Ты ж мужик уже!» Коротко и по делу.

Очень же интересно, как живучи эти представления, как жизненно важную информацию передают их родители детям, а те своим детям. «Ты ж мужик, не ной». «Ты же девочка, как ты себя ведешь!»

Пока я училась психологии и психотерапии, я, что удивительно, ни разу не столкнулась с представлением, что психика мужчин и женщин отличается каким-то кардинальным образом. Что, например, нужно как-то по-разному подходить к терапии мужчин и женщин – такого я не припомню. Психотерапия имеет целью повышение осознанности и интеграцию личности, улучшение качества отношений, что в конечном итоге выразится в большей удовлетворенности жизнью, вне зависимости от пола или гендера. Как же так получается, что в нашей психике нет процессов, которые протекали бы различным образом в зависимости от пола, а мы оказываемся настолько разными? Получается, социум формирует гораздо больше, чем мы думаем?

Одно интересное исследование было проведено в 1976 году Джоном и Сандрой Кондри. Они сняли видео, в котором 17-месячному ребенку демонстрировали по очереди четыре предмета: плюшевый медведь, чертик в табакерке, кукла и гудок. Стимулы предлагались ребенку по несколько раз. Каждый раз ребенок реагировал на стимул и все реакции были записаны на видео. В дальнейшем это видео демонстрировалось 204 испытуемым. Каждый испытуемый получил бланк, на котором должен был отметить реакцию ребенка при каждой демонстрации стимула, а также интенсивность реакции. Всего было три шкалы: радость, гнев, страх. На каждом бланке был указан пол ребенка, возраст и имя. Это был один и тот же ребенок, но у части испытуемых он значился как мальчик Дэвид, а у других – как девочка Дана. В случае с куклой испытуемые опознали реакцию как «радость», в случае с гудком – как «страх» и не было значительных различий между «мальчиком» и «девочкой».
В случае с чертиком реакция ребенка была менее однозначной. Здесь интерпретации испытуемых разделились: реакция «девочки» была чаще интерпретирована как страх, а реакция «мальчика» как гнев.
Представьте, в детском саду ребенок играя, строит башенку, а другой приходит и ломает ее. Наш малыш начинает плакать. Когда к плачущему ребенку подходит воспитатель, и говорит, что, похоже, он рассердился, он научается сопоставлять свои телесные переживания, ощущения со словом «рассердился». Часто взрослый предлагает причину этого чувства: «Ты рассердился, потому что Петя сломал твою башню». Он впоследствии учится замечать это самое телесное состояние и вспоминать, что это «рассердился», и у этого есть причина вовне.

Если же в аналогичной ситуации сказать ребенку «ты расстроился», и сказать не однажды, а повторять на протяжении всего детства, он научится различать эту реакцию, как «расстроился», а если он мальчик, то «мальчики не расстраиваются, а дают сдачи». Таким образом мальчики вырастают в мужчин, не способных испытывать печаль, выдерживать фрустрацию. Девочки же, если они «расстроились» получают большое количество внимания и любви, их берут на ручки, утешают, угощают сладким. Девочка впоследствии узнает это эмоциональное и телесное состояние как «расстроилась» и ищет утешения, а не отмщения.

То, как мы реагируем на эмоции ребенка, влияет на дальнейшее проявление ребенком этих эмоций, и опять обусловливает наши последующие реакции. Мы говорим мальчикам не плакать, давать сдачи обидчикам, быть сильными, уверенными. Мы говорим девочкам «не расстраивайся», «улыбнись», «ты такая хорошенькая». Девочка, получая любовь и внимание, когда она «хорошенькая», стремится получить его снова и снова, и делает себя «хорошенькой». Мальчик, получая внимание и одобрение, когда он ловкий, сильный, когда он не плачет — учится вести себя так.

Если нам кажется, что ребенок сердится, и это мальчик, значит ли это, что мы будем вести себя с ним по-другому, чем если это девочка, которая напугана? В какой степени наши реакции и наша интерпретация эмоций ребенка связана гендерными стереотипами?

И главный вопрос: когда мой ребенок плачет, что ей(ему) сказать?

В публикации были использованы материалы статьи Кристиан Джарретт сайта BBC Future.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


пять × = пять